Преданность подразумевает ряд факторов, которые ученику полезно осмыслить:

1. Способность децентрализировать себя, изменить свою позицию с самоцентрированной и эгоистической на ту, что обращена к Возлюбленному. Все утрачивает значимость, если только объект преданности достигнут.

Послушание Возлюбленному объекту, как только этот Возлюбленный познается. В некоторых переводах оно названо «полным послушанием Учителю», и такой перевод является истинным и точным, однако ввиду того, что слово Учитель означает( для оккультного учащегося) одного из адептов, мы избрали для перевода слово «Ишвара», единый Бог в сердце человека, божественный Джива, или «точка божественной Жизни» в центре человеческого существа. Он один и тот же у всех людей, как у дикаря, так и у адепта; единственная разница заключается в степени проявления и контроля. Истинная наука Йоги никогда не учила полному послушанию любому гуру, или Махатме, в смысле полного подчинения воли. Она учит подчинению низшего человека воле внутреннего Бога, и все методы и правила предназначены для достижения этой главной Цели.

СВЕТ ДУШИ, с.124

 

Моя работа состоит в том, чтобы учить и распространять знание Вневременной Мудрости везде, где я нахожу отклик, и я делаю это много лет. Я стараюсь также помогать Учителю Мория и Учителю Кут Хуми, когда бы ни представилась такая возможность, поскольку я был долгое время связан с Ними и Их работой. Я уже сказал вам многое и в то же время не сказал ничего такого, что могло бы побудить вас к слепому преклонению и глупой преданности, которые проявляют эмоциональные стремящиеся по отношению к Гуру и Учителю, поскольку к контакту с Ними они еще не способны. Но они не смогут достичь желанного контакта до тех пор, пока не преобразуют эмоциональную преданность в желание бескорыстно служить человечеству, а не Учителю.

Написанные мною книги не требуют признания. Они могут считаться, а могут и не считаться точными, истинными и полезными. Это ваше дело убедиться в их истинности посредством правильной практики и применения интуиции. Как я, так и Алиса A.Бейли ни в малейшей степени не заинтересованы в провозглашении данных книг вдохновенными писаниями или в том, чтобы о них говорили (затаив дыхание), как о работе одного из Учителей. Если они представляют истину таким образом, что она последовательно продолжает уже посланные в мир учения, если сообщаемая информация поднимает вдохновение и волю-к-служению с плана эмоционального на план ума (план, на котором Учителя могут быть обретены), тогда они служат своей цели. Если представленное учение будит отклик просветленного ума, работающего в миру, и вызывает вспышку его интуиции, тогда пусть это учение будет принято. Но не иначе. Если эти высказывания в конечном счете подтверждаются, или признаются истинными, при испытании их Законом Соответствий, тогда они хороши и полезны. Но в противном случае пусть учащийся не признает сказанного.

ВЫДЕРЖКА ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ТИБЕТЦА

 

Причина такого печального положения и того, почему Посвящение кажется таким далеким от принадлежности к большинству групп, заявляющих о своем проникновении в процессы Посвящения, лежит в том, что они не подчеркивают необходимость ментального раскрытия, которое обязательно освещает Путь к Вратам, ведущим к “Тайному Месту Всевышнего”. Они делают упор на личной преданности Учителям Мудрости и лидерам их организации; они требуют верности авторитетным учениям и правилам жизни и не делают акцент на приверженности пока еще очень слабому голосу Души. Путь к посвящению и к Центру, где можно найти Христа, – это Путь Души, одинокий путь самораскрытия, самоотречения и самодисциплины. Это путь ментального просветления и интуитивного восприятия.

ОТ ВИФЛИЕМА ДО ГОЛГОФЫ, с.25

 

Преданность ученика тому или иному Учителю не имеет значения для этого Учителя или Его ашрамной группы. Не преданность и не склонность или какой-то личностный выбор управляют формированием группы Учителя. Иерархическое включение стремящихся в какой-либо Ашрам определяется давними взаимоотношениями, способностью демонстрировать взывающему человечеству определенные аспекты жизни, а также определенным лучевым выражением качества.

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, т.2, с.103

 

Учителя ищут учеников среди мировой интеллигенции, но Они не ищут их среди тех, кто лишь формально присоединяется к оккультным группам и пополняет ряды находящихся в наваждении преданных, которые стремятся исключительно к установлению связи с каким-либо Учителем. Они ищут их среди тех, кто с пониманием любит своих собратьев и свободен от духовной амбиции и карьеризма. Они никогда не ищут их среди тех, кто лелеет идею быть найденным Учителями и стать их возлюбленным учеником. Человек может не иметь никакого практического знания об академическом посвятительном учении, но – если он любит своих собратьев и предан тому, чтобы служить им, а также может использовать ум для их блага – он, возможно, ближе к посвящению, нежели преданные из оккультных школ.

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, т.2, с.429

 

Я стремлюсь видеть вас поляризованным на ментальном плане с большей определенностью. Я стремлюсь видеть вас в меньшей степени в позиции преданного, а в большей степени в безличности, свободным служить во имя служения, а не в силу вашей преданности наставнику, веской причине или вере.

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, с.562

 

… брат мой, сознаете ли вы, что если бы я вызывал у вас личностную преданность, то мешал бы вам, и никоим образом не демонстрировал бы вам ту любовь души, что движет всеми моими реакциями по отношению ко всем и каждому из вас. Ваша личность Шестого Луча откликнулась бы на подобную установку с моей стороны, и тогда – что бы она вскормила и развила в вас? Только удовлетворенность собой и опору на факт связи со мной, а не на факт связи с душой. Это вызвало бы усиление наваждения, …

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, т.2, с.684

 

Люди, выдаваемые за посвящённых и старших учеников, были совершенно заурядными, не обладающими ровно никаким влиянием вне самого Теософского Общества. Подчёркивалась безраздельная преданность Учителям — преданность Их личностям; Учителя, якобы, вмешиваются в организационную жизнь различных оккультных групп, которые, как утверждалось, работают под Их водительством. Они делались ответственными за ошибки лидеров групп, которые прикрывались утверждениями типа: Учитель дал мне указание сказать то-то; Учитель желает, чтобы такая-то работа была выполнена; Учитель хочет, чтобы члены групп сделали то-то и то-то. Те, кто подчинялся, считались образцовыми членами; те, кто отказывался проявить интерес и послушание, рассматривались как ренегаты. Свобода индивидуума непрерывно нарушалась, слабости и амбиции лидеров оправдывались. Отлично всё это зная, А.А.Б. отказалась участвовать в любой подобного рода деятельности, рецидивы которой постоянно проявляются, ибо такова история практически всех известных оккультных групп, привлекающих внимание публики. Даже если бы я и захотел работать таким образом (чего никто, причастный к Иерархии, делать не станет), я бы не встретил с её стороны никакого участия.

НЕОКОНЧЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ, с.246

 

Ученики повсюду будут представлять миру иерархический план братства, духовный образ  жизни и включённость в дела мира. Представлять не посредством высказываний (столь расхожих у глупцов) типа: “Учитель меня избрал”, или “Учитель стоит за моими усилиями”, или “Я представитель Иерархии”, а жизнью служения, показывая, что Учителя существуют и известны многим людям повсюду, что План — это план эволюционного развития, просвещения и движения к осмысленной духовной цели; что человечество не одиноко и за ним стоит Иерархия; что Христос — со Своим народом; что в мире много учеников, которые не известны, ибо они работают молча; что существует Новая Группа Мировых Служителей, и мужчины и женщины доброй воли есть повсюду; что Учителя не проявляют ни малейшего интереса к личностям, а используют мужчин и женщин всевозможных убеждений, вероисповеданий и национальностей, при условии, что те мотивируются любовью, здравомыслящи, обладают тренированным умом, а также тем магнетическим и излучающим влиянием, которое привлекает людей к истине и добру, а не к отдельному лицу, будь то Учитель или ученик. Они не нуждаются в личной преданности, но посвящают Себя только тому, чтобы облегчать страдания, продвигать эволюцию человечества и указывать духовные цели. Они не ждут признания своей работы или похвалы своих современников, а хотят только возрастания света в мире и раскрытия человеческого сознания.

НЕОКОНЧЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ, с.258

 

Было сообщено множество фактов. Описание сложных процессов божественного творения и последующего Божественного проявления вызывают изрядную ментальную стимуляцию и ментальное раскрытие, но зачастую не сопровождаются реальным пониманием, а задача эзотерических школ как раз и состоит в том, чтобы способствовать росту понимания. С пользой для дела распространяются элементарные правила, в первую очередь очищения эмоциональной природы, природы желания; исчерпывающе обсуждается всё множество планов, творческих огней и дифференциаций субстанции, а также различные семеричности, обусловливающие жизнь, сознание и форму. Однако, ничто из этого к эзотерическому учению не относится. Преданность Учителям прививается, но Их представляют неадекватно. Сообщают, будто Учителя особенно заинтересованы в наставнике группы, а личным друзьям наставника часто говорят, будто Учитель принял их во внутренний круг Своих учеников. Таким образом, практически во всех группах без исключения создается сплочённое ядро из преданных приверженцев наставника; от этих приверженцев ожидается безусловное послушание наставнику и приказам Учителя, предположительно передаваемым через наставника (в нарушение оккультного закона, поскольку никакой Учитель никогда не отдаёт приказаний и не ждёт послушания). Средняя эзотерическая группа наших дней является замкнутой организацией с ограниченным доступом новых членов, питающей нездоровое чувство таинственности и представляющей лишь те полуправды, которые служат одной цели – подтвердить существование реального.

Стало быть, ни одной настоящей эзотерической школы еще не появилось. Возникновение таких школ является пока объектом надежды, хотя и достаточно сильной, так что уже можно готовиться к их появлению.

Вышесказанное не является обвинением в адрес правильного, но не ­вдохновенного служения. Учащимся следует признать, что школы, которые им известны, являются лишь подготовительными. У этих школ  немало недостатков, проистекающих из слабостей и достоинств наставника учредителя, поэтому они окрашены личностным акцентом, требуют лояльности и неверно прилагают и толкуют учение. И всё же они – полезные вехи на пути к будущему.

НЕОКОНЧЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ, с.262

 

Новые школы занимаются более глубокими эзотерическими ценностями. Они тренируют ученика работать как душа в трёх мирах, готовят его работать в группе Учителя в качестве давшего обет ученика. Большинство школ, принадлежащих к старому порядку, игнорировали этап интеграции личности и обретения знания жизни в трёх мирах, этап, в котором начинающий должен наставляться. Вместо этого они рисовали начинающему соблазнительную картину контакта с Учителем и группой Учителя, прежде даже, чем он становился координированным, когда он едва ли заслуживал эпитета “мыслящий”, и до того как он устанавливал контакт с душой. Упор делался и делается на преданности: преданности наставнику в центре группы, преданности истинам, провозглашаемым наставником, преданности Учителю, а также на твердой решимости неофита заслужить титул “ученика” и иметь когданибудь возможность сказать: “Я знаю такогото или такогото Учителя”. В то же время начинающему не дают подлинного представления об ученичестве и соответствующей ему ответственности. Новые формирующиеся ныне школы дают учащимся совершенно другие идеи и практикуют совершенно иные техники тренинга.

1. Эзотерическая школа — это школа, где обучают устанавливать связь между душой, духовным человеком и личностью. Вот главная линия приближения для учащегося, и контакт с душой становится его первым великим предприятием. Он узнаёт себя как душу и старается работать как сознательная душа, а не просто как активная личность. Он учится контролировать и направлять свою низшую природу благодаря пониманию её состава, и изливать через неё свет, любовь и могущество души. Через выравнивание, концентрацию и медитацию он устанавливает постоянный контакт со своим внутренним духовным существом и приближается к тому, чтобы стать полезным служителем человечества.

2. Эзотерическая школа — это продолжение в физическом внешнем мире внутренней группы, или Ашрама, Учителя. Как индивидуального ученика учат рассматривать себя как канал для души и аванпост сознания Учителя, так настоящая эзотерическая школа является аванпостом субъективной духовной группы, или Ашрама, обусловливаемой и впечатляемой Учителем так же, как ученик обусловливается и впечатляется своей душой. Такая группа, следовательно, находится в непосредственной связи с Иерархией.

3. Настоящая эзотерическая школа работает на четырёх уровнях служения и накопления опыта. Это позволяет ученику осуществлять всесторонний контакт с человечеством, используя всю свою оснащённость. В настоящих духовных школах, санкционируемых и поддерживаемых Учителями, обучают служению человечеству, а не внушают ученику необходимость быть в контакте с Учителем, как происходит в большинстве эзотерических школ старой формации. Контакт с Учителем зависит от степени и качества служения ученика своим ближним. Это обстоятельство часто упускается из виду наставниками, делающими упор на личных достижениях индивидуума и индивидуальном совершенствовании. Новые, формирующиеся сейчас школы учат людей утолять мировую потребность и духовно служить на следующих четырёх уровнях сознательной деятельности:

а. На уровне внешнего мира. Ученика учат  жить нормально, практично, продуктивно и духовно в повседневном мире. Он отнюдь не капризный и не эксцентричный человек.

б. На уровне мира смысла. Ученика учат, почему и по какой причине имеют место такие то происшествия и обстоятельства – как индивидуальные, так и универсальные. Следовательно, его учат действовать в качестве интерпретатора событий и носителя света.

в. На уровне души в её собственном  мире.  Это превращает ученика в канал божественной любви, поскольку природа души есть любовь. Он исцеляет и несёт в мир вдохновение.

г. На уровне Ашрама, или группы Учителя. Его учат сотрудничать с иерархическим планом по мере того, как последний постепенно ему открывается, и обретать знание, которое позволяет управлять некоторыми энергиями, вызывающими ми­ровые события. Он, следовательно, выполняет цели внутренней группы, к которой причастен. Вдохновляемый Учителем и Его коллективом действующих учеников и посвященных, он несёт человечеству конкретное знание об Иерархии.

4. Эзотерическая школа тренирует ученика в групповой работе. Он учится отказываться от личных планов в пользу групповой цели – всегда направленной на служение человечеству и Иерархии. Он втягивается в групповую деятельность и – не теряя ничего от своей индивидуализи­рованной, особо оснащённой подлинности – становится преданным исполнителем Плана, не допуская никакой мысли о своем отдельном “я”, если она может обусловливать его мышление.

5. Эзотерическая школа не зиждется на авторитете или требованиях признания и послушания со стороны наставника. Она не базируется на притязаниях некоего, как правило, заурядного человека на то, что он посвященный и по своему статусу уполномочен давать догматические установки. Единственным признанным полномочием обладает сама истина, интуитивно воспринимаемая и подвергаемая ментальному анализу и толкованию ученика. Ученик, который (работая под началом одного из Учителей) учреждает эзотерическую школу, не имеет абсолютно никаких полномочий, кроме полномочия жить жизнью, как можно более близкой к истине, которую он несёт группе. Послушание, практикуемое в его группе учащихся, есть не что иное, как признание взаимной ответственности, совместной преданности групповому намерению и групповой цели, которые указываются групповым лидером в виде предложения, а не повеления. Авторитарные заявления, исходящие от наставника группы, любые с его стороны требования признания или требования беспрекословного послушания и верности от своих последователей свидетельствуют о нём, как о начинающем, простом стремящемся, полном благих намерений и побуждений. Они показывают, что он не ученик, которому поручена работа Иерархии.

6. Эзотерическая группа — это группа, где внимание уделяется целостному развитию ученика. Выстроенный характер и бескорыстное устремление считаются уже имеющимися, и никакого особого акцента на обычных добродетелях, таких как чистота внешней жизни, добрый нрав и свобода от самоутверждения, не ставится. Эти качества полагаются базовыми, в какой-то мере присущими, но дальнейшее их развитие рассматривается как личная проблема ученика, а не как проблема наставника и группы. Ментальное развитие подчёркивается, чтобы ученик имел интеллектуальный, аналитический (а не критический) ум и обладал богатым и хорошо скоординированным ментальным оснащением. Голова и сердце считаются одинаково значимыми и равно божественными. Именно с состояниями сознания людей повсеместно, независимо от их положения, расы и национальности, работает Иерархия. Учеников тренируют работать так же, чтобы в конечном счёте они сами становились Учителями Мудрости. Этого они добиваются, преодолевая все трудности и препятствия могуществом собственной души. Тем самым они освобождают кого-то из Учителей, активно действующих в мире, для другой, более высокой работы.

7. Эзотерическая школа, таким образом, является посредником, благодаря которому жизненный фокус ученика утверждается в душе; ни физический, ни эмоциональный, ни ментальный миры не являются для него главными сферами активности. Для него они – просто поле служения, а личность его становится тем инструментом, посредством которого служит его душа. Он учится работать исключительно с духовных уровней, сознание его стабильно центрируется в душе и в Ашраме Учителя. Эзотерическая школа обучает, как этого добиваться, как устанавливать контакт со своей душой, жить как душа, распознавать Учителя и работать в группе Учителя. Ученик изучает техники, посредством которых он может регистрировать впечатления от Учителя, отзываться на групповое намерение и тем самым становиться всё более восприимчивым по отношению к Плану, с которым Учитель или Ашрам дали обет сотрудничать. Его обучают, как действовать, чтобы поднимать сознание расы; он это делает осознанно, непосредственно используя свой тренированный ум, свою контролируемую эмоциональную природу и свой отзывчивый мозг. Он становится искусным в том, как исполнять трудную двойственную роль ученика – жить как душа в повседневном мире и сознательно сотрудничать с Иерархией.

НЕОКОНЧЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ, с.266

 

Учащиеся должны помнить, что преданности Пути и Учителю недостаточно. Великие более нуждаются в разумных сотрудниках и работниках, нежели в преданности Их Личностям. Учащийся, идущий независимо в свете своей Души, считается у Них более надежным инструментом, чем преданный фанатик. Свет его Души откроет искреннему стремящемуся глубинное единство всех групп и позволит ему уничтожить яд нетерпимости, который пачкает столь многих и препятствует их развитию; он заставит его признать фундаментальные духовные истины, направляющие путь человечества; он вынудит его проигнорировать нетерпимость, фанатизм и разъединенность, характерные для малого ума и для новичков на Пути, и поможет ему так возлюбить их, что они, расширив свой горизонт, смогут видеть более адекватно; он поможет ему правильно оценить значение эзотерического служения и научит его практиковать ахимсу, являющуюся выдающимся качеством каждого сына Божьего. Ахимса, которая не позволит вымолвить ни слова, способного причинить вред другому, и не допустит ни единой мысли, способной отравить или вызвать непонимание, и которая не позволит совершить ни одного поступка, если он может ранить наименьшего из братьев, – такова главная добродетель эзотерического учащегося, которая даст ему возможность безопасно пройти трудный путь развития. Когда акцент делается на служении собратьям и когда жизнь течет из своего источника во внешний мир, тогда достигается безопасность и стремящийся может спокойно медитировать, учиться и работать. Его мотивы чисты, и он стремится децентрализовать свою личность и перенести фокус внимания от себя на группу. Так жизнь Души может проливаться через него и выражать себя как любовь ко всем существам. Он сознает себя частью целого, и жизнь этого целого может течь через него сознательно, ведя его к достижению братства и единства со всеми проявленными жизнями.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ ИЕРАРХИИ, с.19

 

Только те, кто начинают испытывать влияние собственных душ и контролироваться ими, будучи, следовательно, ментально сфокусированными и настроенными, пригодны для тренировки, предлагаемой Иерархией. Преданности, эмоциональных реакций и чувств недостаточно. Эзотерическая тренировка – дело безличное; она касается развития сознания души и расширения того сознания, что включает, а не исключает все формы жизни, через которые пульсирует жизнь и любовь Бога. Истинный ученик всегда является вмещающим, а не исключающим. Именно такое вмещение характеризует всех истинных эзотеристов. Там, где его недостает, можно найти стремящегося, но не истинного ученика. Среди сегодняшних эзотеристов и оккультных школ имеется слишком много исключающих тенденций и слишком много теологических расхождений.

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, с.XI

 

Может также возникнуть сильный акцент на отношении души к личностной жизни, что способно привести к опасному заблуждению. Последнее вырастает из (поверхностных) громких комментариев по поводу души, критицизма, уверений и надежд, что главный интерес души заключается в преданной личности. Это не так. Душа очень мало осведомлена о природе личности, ее характере и идеях. Душа может сознавать ограничения внутри личности и препятствия для притока энергии души, однако детали ее не интересуют. Душа занята распознаванием иерархического планирования, регистрацией того, что необходимо миру, и откликом (слабым, очень слабым поначалу) на усиливающийся монадический приток. Такие установки и реакции души (на собственном уровне существования) с силой и фундаментально воздействуют на личностную жизнь и обеспечивают те базовые изменения, которые обнаруживают призвание ученика.

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, т.2, с.67

 

Мудрый служитель, совершив действие, не обращает внимания на мнение своих собратьев-служителей, если те, кто выше его (либо воплощенные мужчины и женщины, либо Сами Великие), довольны или молчат; для него не имеет значения, что результат может быть не таким, какого он ожидал, если он преданно делал то высшее, на что он способен; ему безразличны упреки и порицания, если его внутреннее «я» остается спокойным и не осуждает; его не останавливает потеря друзей, родных, детей, популярности и одобрения окружающих, если не прерывается его внутрен­ний контакт с Теми, Кто ведет и направляет; его не останавливает то, что он, по-видимому, работает во тьме, не видя результатов своих трудов, если внутренний свет усиливается, и его совести не в чем его упрекнуть.

ПИСЬМА ОБ ОККУЛЬТНОЙ МЕДИТАЦИИ, с. 349

 

В то же время компетентные ученики ищут восприимчивых и готовых стремящихся по всему миру; при этом они делают упор на разумность и духовную свободу, проявляющиеся как свободное и понимающее сотрудничество; их не заведет в тупик неразумно выраженная преданность новичков на оккультном пути. Сейчас ведутся поиски оккультных учеников, а не мистиков; ясно мыслящих мужчин и женщин, а не фанатиков и не тех, кто не стремится ни к чему, кроме идеала, и кто не способен успешно справляться с ситуациями и обстоятельствами, как они есть, и потому не могут пойти на необходимые и неизбежные компромиссы.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ ИЕРАРХИИ, с.653

 

Новая Группа Мировых Служителей, состоящая сегодня из людей двух категорий:

1.   Те, кто осведомлен о Плане, кто подвержен иерархическому впечатлению, чувствителен к нему и предан задаче достижения желаемого слияния и группового единения. Это преданные служители мира, свободные от любой заразы разделения; они исполнены любви и жаждут распространять понимающую добрую волю. Они соответствуют “освященному любящему сердцу”, упомянутому выше.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ ИЕРАРХИИ, с.97

 

Чтобы стать испытуемым учеником, надо быть преданным, затем можно делать акцент на очищении и на понимании братства и человеческой потребности. Чтобы стать принятым учеником, работающим непосредственно под водительством Учителей и быть активно задействованным в мировой работе, важность которой сейчас возрастает, нужны ментальная поляризация, открытое сердце и чувство реальных ценностей.

НЕОКОНЧЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ, с.256

 

Когда Христос вновь будет стремиться к осенению Своих учеников, потребуется другая реакция. Именно поэтому А.А.Б. столь последовательно занижает значение преданности и отстаивает духовную независимость. 

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, т.2, с.172

 

Сейчас же вам можно развивать в себе более сознательное постижение природы “мудрой любви”. Эта любовь свободна от эмоции и преданности, ей присуще осознание объектов любви, как они сущностно есть, и способность видеть за характером и темпераментом отработку кармы. Даже для продвинутого ученика в данное время трудно постигнуть природу человека, который убрал все физические конфликты из своего сознательного жизненного опыта, когда привычка сражаться (на физическом плане) полностью изгнана из сознания человека. Тогда поле битвы сдвигается в другие области осведомленности, а следствием этого – внутри человечества как целого – является побуждение к отбору данной специальной группы, через которую проблемы, возникающие из изменения условий, могут решаться и регулироваться.

УЧЕНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ, т.2, с.669

 

… преданность своему личному идеалу плюс фанатичное стремление навязывать свою идеалистическую мечту (ибо это все, чем он потенциально является) окружающим, причем так, что, к несчастью, начальная идея теряется, исходный идеал пропадает и энтузиаста гораздо больше занимает метод воплощения его идеала, чем сам идеал. Так идея теряется в идеале, а идеал, в свою очередь, в способе его воплощения. Человек становится фанатиком идеала, который может иметь или не иметь конкретного выражения; этот идеал контролирует его мысли, определяет его поступки и часто приводит человека к безжалостным крайностям в интересах его исключительной идеи.

СУДЬБА НАЦИЙ, с.113



Hosted by uCoz