Здесь полезно сравнить путь Знающего и путь Мистика. Мистик, особенно на Западе, ощущает вспышку прозрения, видит Возлюбленного, касается высот осведомлённости, но в большинстве случаев это подход сердца, сопровождающийся чувством, чувственным восприятием и эмоциями. Результатом является экстаз. Техника мистика – это техника преданности, дисциплины, эмоциональной устремлённости, “вознесения сердца Господу”, “видения Возлюбленного”, “брака на Небесах”, излияния любви к стопам Возлюбленного и последующего экстаза. Затем, если верить тому, что пишут сами мистики, следует период адаптации к повседневной жизни и нередко ощущение депрессии и разочарования от того, что великий момент прошёл, а также от неспособности ясно описать свой опыт. Затем начинается новый цикл преданности и дисциплины, пока опять не приходит видение и не наступает контакт с Возлюбленным. С определённой точки зрения можно отметить центрированность западного мистика на себе, а его неспособность использовать интеллект примечательна в высшей степени.
…
Метод Знающего отличен от метода Мистика. Он состоит в направлении интеллекта на объект поиска; это путь ума, его дисциплины и контроля. Знающий приводит свой ум в равновесие, стабилизирует и фокусирует его; он находится в поиске Бога, отделяет себя от чувства и не заинтересован в получении личного удовлетворения, ибо ум – это “здравый смысл”, который в своем высшем проявлении одарён способностью к синтезу, способностью достигать Целостности. Как сказал д-р Мюллер-Фрайенфельс, знающий “больше говорит не о ‘своей’ душе, а об универсальной, которая проявляется и раскрывается в нём, как и во всех прочих созданиях, и которая не прекратит своего существования, даже когда индивидуальность исчезнет. … Он будет проживать свою жизнь как ‘жизнь’, то есть как самореализацию и полное самоосуществление, сознавая, что не только его «Я» реализуется и совершенствуется, но и вселенная, и Бог, частью которого является его видимое «Я»”.
Личные чувства исключаются. Стремящийся овладевает своим умом, прочно удерживая его в свете; тогда он видит и знает. Затем приходит ступень ПРОСВЕТЛЕНИЯ. Майстер Экхарт так выражает различие между двумя путями:
“Знание возносит душу до уровня Бога; любовь объединяет душу с Богом; практика совершенствует душу до Бога. Эти три силы переносят душу из времени в вечность”.
Эти различия следует тщательно отметить. Для многих в наше время знание Бога более важно, чем любовь к Богу. Она уже присутствует в них и составляет основу их устремлений, но не основу их нынешней цели и дисциплины. По-видимому, правильно утверждение, что для широких, не способных мыслить масс целью должны быть любовь и преданность, однако для мыслителей мира целью их устремлений должно стать достижение озарения.
ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ, с.156
Если определить четко, то путь Знания – это путь оккультиста и мудреца; путь Любви – это путь мистика и святого. Понимание головой или сердцем не зависит от Луча, так как оба пути должны быть познаны; мистик должен стать оккультистом; белый оккультист был святым мистиком. Истинное знание – это интеллектуальная любовь, потому что это сплав интеллекта и преданности. Единство ощущается сердцем; его интеллектуальное приложение к жизни должно вырабатываться через знание.
ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ, с.120
Эти два направления представлены следующими группами:
1. Теми, кто обращен назад к прошлому, кто привержен старым путям, древним теологиям и реакционным методам неприятия при поисках истины. Это люди, признающие авторитет: авторитет пророка, библии или теологии. Это те, кто предпочитает послушание навязанному авторитету – добровольному послушанию просветленной душе. Это сторонники церкви и правительства, отличающиеся чистой преданностью и любовью, но отказывающиеся признавать тот божественный интеллект, которым они одарены. Их преданность, их любовь к Богу, их требовательная, но отстаивающая заблуждения совесть, их нетерпимость делают из них всецело преданных людей, которые, однако, ослеплены собственной преданностью и ограничивают собственный рост своим фанатизмом. Они в большинстве своем принадлежат к старшему поколению, и надежда для них – в их преданности и в том, что сама эволюция приведет их во вторую группу.
ТРАКТАТ О БЕЛОЙ МАГИИ, с.328